Писатели

Никос Казандзакис


Никос Казандзакис был самым плодовитым писателем Греции, и он остается одним из самых известных греческих граждан, которые когда-либо жили. Автор десятков романов, стихов, пьес и коротких рассказов, его произведения переведены практически на все письменные языки планеты.

Казандзакис приобрел известность во всем мире в одночасье после выхода в 1964 году фильма «Грек Зорба», основанного на его романе. Он получил новое признание и даже осуждение в 1988 году благодаря экранизации своей книги «Последнее искушение Христа».

Казантакис родился в Ираклионе, 18 февраля 1883 года. В то время остров находился под турецким владычеством, но были неоднократные восстания в попытке добиться независимости от Османской империи и объединиться с Грецией.

Никос Казандзакис

В 1902-ом автор переехал в Афины, чтобы изучать право. В 1906 году он написал свой первый рассказ «Змея и Лилия», который он опубликовал под псевдонимом «Карма Нирвами». Затем он отправился в Париж, где начал изучать философию.

«Капитан Михалис» — второй самый известный и успешный роман Казандзакиса после Зорбы. Опубликованная в 1953-ем, книга рассказывает историю восстаний 1889 года критского народа против турок.

«Капитан Михалис» был опубликован под названием «Свобода и смерть» в Соединенном Королевстве и во всех последующих английских изданиях. Книга переведена почти на три десятка языков, включая турецкий.

Среди других известных романов Казандзакиса — «Христос рекруцированный» (1948), «Последнее искушение Христа» (1951) и «Отчет греко» (1961), которые содержат как автобиографические, так и вымышленные элементы.

Однако Казандзакис полагал, что «Одиссея: современное продолжение», эпопея, содержащая 33333 стиха, была его наиболее важной работой. Он переписал его семь раз, прежде чем опубликовать работу в 1938 году. По словам другого уважаемого греческого автора Пантелиса Превелакиса, «это была сверхчеловеческая попытка запечатлеть его огромный духовный опыт».

«Последнее искушение Христа»

Книга Казандзакиса «Последнее искушение Христа» оказалась одной из самых противоречивых книг всех времен и часто появлялась в списках «запрещенных книг».

Это даже вызвало официальное осуждение как римско-католической, так и греческой православной церквей, побудив одного писателя 1950-х годов отметить, что «впервые с 1054 года обе церкви договорились о чем-либо».

В 1954 году папа Пий XII сам поместил книгу в «Римско-католический указатель запрещенных книг». Затем Казандзакис лично телеграфировал Ватикан, используя фразу христианского апологета Тертуллиана: «Ad tuum, Domine, апелляция трибунала».

Фраза означает «Я обращаюсь с апелляцией в ваш трибунал, Господь». Казандзакис говорил католической церкви, что Бог будет его последним судьей, а не мирское учреждение, подобное Церкви.

Споры последовали снова более чем три десятилетия спустя, когда Мартин Скорсезе снимал фильм в 1988 году. Протест против фильма от христиан из Соединенных Штатов быстро распространился по всему миру. Фильм был полностью запрещен более чем в десятке стран, включая Турцию, Мексику, Чили, Аргентину, Филиппины и Сингапур. В Париже христианские демонстранты подожгли кинотеатр, который отказался дать протестующим отмену премьеры.

В 1957 году Казандзакис одним баллом уступил Нобелевскую премию по литературе Альберта Камю. Позже Камю сказал, что Казандзакис заслуживает чести «в сто раз больше», чем он сам.
Греческий писатель будет номинирован на Нобелевскую премию всего девять раз.

Казанцакис умер от лейкемии 26 октября 1957 года в возрасте 74 лет. Его похоронили возле стены, которая окружает город Ираклион у ворот Ханьи, поскольку Греческая православная церковь запретила захоронение на кладбище.

Его эпитафия гласит: «Я ни на что не надеюсь. Я ничего не боюсь. Я свободен.»