Писательское мастерство

Поиск идеи для сюжета


Прежде чем писатель выпрыгнет из ванны, как Архимед, с криком: «У меня есть идея для книги!», он проходит довольно долгий путь, состоящий из раздумий, бессонных ночей и исписанных страниц, на которых он пытается записать хронологию истории. Первоначально замысел романа весьма общий и расплывчатый, и лишь спустя какое-то время появляется более конкретный ход событий, рождаются персонажи, кристаллизуется их роль и влияние на отдельные нити повествования. В этом процессе авторы используют следующие источники вдохновения для создания интересных идей для сюжета книги.

1. Метод «нарезки» Берроуза

Случайность и случайные элементы часто стимулируют наше воображение. Именно поэтому многие писатели, у которых не получается написать, ищут в Google «генераторы историй» или «подсказки для написания».

Американский писатель Уильям С. Берроуз брал текст и разрезал его на полоски отдельных слов и фраз, затем переставлял их в произвольном порядке, создавая новые предложения.

Техники спользования случайностей для поиска новых идей приносили интересные результаты на протяжении всей истории литературы.

2. Получайте идеи для рассказов из музыки

Это упражнение лучше всего подходит для жанров, связанных с музыкой. Слушайте песню, которая вам нравится и подходит тематике вашей книги, старайтесь представить синопсис будущего произведения. Если вы не можете уловить каждое слово, найдите текст песни и читайте. Слова песни могут быть отправной точкой в развитии вашего персонажа, или ситуации. Задумывайтесь о человеке который создал песню. Н-р.:
Почему персонаж скучает по родине? Зачем он уехал, какие события вынуждали его покинуть страну?

3. Найдите вдохновение в интересных фактах

Писательница Робин Хобб пишет, что у нее часто появляются новые идеи для рассказов, когда она изучает факты:
«Зачастую именно изучение фактов и становится толчком к созданию сюжета. Я могу искать что-то конкретное, обнаружить пару связанных фактов и подумать: «Ну, вот и идея для рассказа».

Откройте энциклопедию или Википедию. Найдите интересующую вас тему (например, космические путешествия; стихийные бедствия; правление Петра Первого). Прочитайте и запишите любой удивительный или интересный факт, событие или анекдот, который может стать основой для захватывающей истории.

4. Сделайте физические упражнения для улучшения умственных способностей

Многие писатели утверждают, что физическая активность способствует творчеству. Помимо поддержания здоровья, занятия физкультурой улучшают мозговой штурм. Что-то в монотонности физической активности, кажется, настраивает ум на работу и позволяет решать проблемы под другим углом.

Если вы беспокоитесь о том, что забудете идеи, возникшие у вас во время бега, носите с собой телефон или диктофон, чтобы быстро записать любые мысли.

5. Читайте заголовки новостей для поиска идей

Google Новости (https://news.google.com/) — это отличный инструмент для разработки идей для рассказов.
Открываете поисковик и вводите слово, н-р, убийца по найму. Поиск выдает такой заголовок:

’49-летняя женщина из Далласа обвиняется в убийстве мужа руководителя авиакомпании по найму’.

Это может дать множество идей для развития сюжетной идеи, например:
Человек, на которого киллер получил заказ, является влиятельным бизнесменом.
Предполагаемая цель убийства на самом деле невиновна, а убийство является результатом интрижки (как в новостях).
Это упражнение полезно и для поиска подсюжетов.

идея для сюжета

6. Комбинируйте идеи из нескольких источников

Иногда объединение нескольких разных идей может привести к вдохновению. Именно это произошло с автором бестселлера «Голодные игры» Сюзанной Коллинз:
«Однажды ночью я лежала в постели, очень устала и просто переключала каналы по телевизору. И я… . пролистывала эти картинки реалити-шоу. …а потом я перелистывал и увидел кадры войны в Ираке. И эти две вещи начали как бы сливаться воедино. …и тогда… . у меня действительно появилась идея для истории Катнисс».

Попробуйте выполнить аналогичное упражнение. Включите телевизор и пролистайте каналы. Запишите самые основные элементы того, что происходит на сцене (например, «Судья ругает женщину за кражу в магазине»). Затем подумайте, как отдельные сцены и сюжетные темы могут интересно сочетаться.

7. Используйте мифы

Мифы часто вдохновляют на идеи для книг, потому что:
Они содержат мощные, сопоставимые символы и образы (например, мир замирает в буквальном смысле, пока мать ищет свою дочь).

Они часто имеют объяснительную цель (разница между временами года на Земле объясняется через траур Деметры).

Мифы дают нам эффективные сюжетные структуры, показывающие причину и следствие (похищение и поиск, вражда и разрешение, преступление и наказание).

Читайте мифы и думайте об их творческом потенциале, чтобы найти идеи для книг. Вы можете:

Написать роман, который переосмыслит миф в современных условиях. Как бы изменились поиски Деметры в городских бетонных джунглях?

Написать роман, используя сюжетную структуру мифа (например, мать, разыскивающая свою дочь, должна заключить сделку с похитителем своей дочери).

Легенды и предания веками вдохновляли художников. Даже если вы не любите фэнтези и писать романы о вампирах совсем не в вашей «специальности», загадочные события прошлого и городские легенды также могут быть использованы как костяк убийцы-психопата или основа леденящего душу триллера.

идея для книги - мифы

8. Используйте сюжеты из сказки

Адаптируйте сюжет сказки или народной легенды. Многие лучшие идеи для книг приходят из рассказов, которые выходят за рамки нескольких поколений. Графический роман «Сумо» Тьена Фама опирается на многовековые японские традиции. Сценарий фильма «Русалочка» был основан на сказке Ганса Христиана Андерсена. Если великая история дошла до наших дней, то велика вероятность, что ее темы найдут такой же отклик у сегодняшней аудитории, как и у прошлых поколений.

9. Задавайте творческий вопрос «что если?»

Это старейшая и до сих пор лучшая творческая игра. Задавайте этот вопрос в любое время и в любом месте. Придумывайте самые абсурдные ассоциации. Поиск всех возможных соединений. Эта игра заставляет наш разум думать так, чтобы найти самый оригинальный взгляд на известные вещи.
Подумайте об известной эпохе из истории и представьте, если бы несколько ключевых деталей были изменены. Эта техника написания фантастики является краеугольным камнем жанра, известного как альтернативная историческая фантастика (также называемая спекулятивной фантастикой). Альтернативная история — это стиль художественного повествования, в котором автор изменяет один ключевой элемент или элементы установленной истории, а затем придумывает историю, которая является результатом этих изменений.

Задайте себе вопросы о вашей истории или о чем-либо, что вас интересует, и посмотрите, куда приведут вас ответы.

«Что, если бы Германия и ее союзники выиграли Вторую мировую войну? Что, если лекарство от основного вируса было найдено, но фармацевтические компании отказались его производить, опасаясь потери прибыли? Что, если бы человек разбудил гигантского таракана?

Часто простое придумывание вопросов «что, если» является продуктивным творческим упражнением.

Вопросы типа «что, если» особенно полезны при разработке идей для научно-фантастических или фантастических книг. Размышление о том, чем вымышленный мир может отличаться от нашего, поможет вам создать сложную альтернативную реальность.

10. Берите сюжет из реальных событий

Адаптируйте историю из реальной жизни. Вы можете почерпнуть убедительные идеи для сюжета, читая новости, исторические тексты или просматривая документальные фильмы. Вы также можете использовать существующую нехудожественную книгу, чтобы вдохновиться вымышленным романом, рассказом или сценарием. Если мыслить шире, то источником вдохновения может стать подкаст, стихотворение или даже книга по самопомощи.
Говорят, жизнь пишет лучшие сценарии. Это правда — многие книги и фильмы основаны на реальных событиях. Вдохновение можно найти в криминальных хрониках, старых дневниках, историях, рассказанных полицейскими, судьями, адвокатами, признаниях жертв и подкастах о реальных преступлениях. Реальность иногда является лучшим шаблоном для создания фантастики.

11. Создайте персонажей из личных знакомых

Создайте персонажа на основе кого-то, кого вы знаете. Джоэл и Итан Коэны говорили, что идея сюжета «Большого Лебовски» пришла им в голову, когда они создавали детективный триллер в стиле «hardboiled», в котором в роли детектива выступал их реальный друг. Действительно, многие авторы использовали черты лучшего друга, члена семьи или коллеги по работе в качестве идеи отличной книги. Поэтому в следующий раз, когда вы окажетесь рядом с хорошо знакомыми вам людьми, запишите несколько наблюдений за их поведением — мысленно, в блокноте или на телефоне — и посмотрите, не подскажут ли они вам какие-нибудь идеи для сюжета. Ваш друг может оказаться ключевым персонажем второго плана или даже главным героем.

12. Эпизоды из собственной жизни

Не только жизнь других людей может послужить источником вдохновения для создания историй. Как говорится, важно «писать то, что знаешь», а ваша собственная жизнь, люди, которых вы знали, и опыт, который вы пережили, вероятно, гораздо интереснее и уникальнее, чем вы думаете.
Напишите о моменте из своей жизни. Многие авторы начинают свой писательский процесс с размышлений о событии, которое произошло в их собственной жизни. Уильям Стайрон при написании романа «Выбор Софи» опирался на собственную биографию молодого редактора, жившего в Бруклине. Джуди Блюм написала «Навсегда…» отчасти как размышление о своей жизни 17-летней школьницы.
Подумайте, какие случаи из вашей собственной жизни могли бы стать убедительным вымыслом. Это может быть удивительный опыт или встреча.

13. Ищите идеи в своих снах

Часто то, что кажется отличной идеей посреди ночи, при свете дня оказывается не столь вдохновляющим. Тем не менее, сны могут стать отличным зерном для идей.

Уильяму Стайрону, автору книги «Выбор Софи», идея книги пришла после того, как ему приснилась женщина, вытатуированная цифрами из концентрационного лагеря. Первые слова, которые он написал после пробуждения, остались неизменными и стали началом романа.

14. Примите странное

Некоторые из лучших книжных идей поначалу могли показаться странными, но впоследствии они стали хитами, возглавившими списки бестселлеров. Такие авторы, как Курт Воннегут, Дуглас Адамс, Джон Кеннеди Тул и Уильям С. Берроуз, являются одними из самых известных авторов двадцатого века, однако многие из их идей могли быть забракованы не склонным к риску издателем. Когда речь идет о вашей собственной работе, не спешите подвергать себя цензуре. Хотя не все писательские идеи приведут к созданию полноценных романов, важно следовать вдохновению и смотреть, куда приведут вас творческие сюжеты на вашем пути к написанию книги. Помните, что многие бестселлеры когда-то были отвергнуты как «слишком радикальные».

идеи для создания книг

15. Мозговой штурм новых идей в новой обстановке

Иногда пребывание в другой обстановке может натолкнуть на идею. Поезда, автобусы и другие виды транспорта могут вырвать вас из привычной рутины. Это сработало для Дж. К. Роулинг:
«…Я возвращалась в Лондон одна в переполненном поезде, и идея о Гарри Поттере пришла мне в голову».

Роулинг рассказывает далее:

Я писала почти непрерывно с шести лет, но никогда прежде идея не вызывала у меня такого восторга. К моему огромному разочарованию, у меня не было ручки, которая бы работала, и я стеснялась спросить у кого-нибудь, можно ли мне ее одолжить… Я думаю, что это было, наверное, хорошо. Я просто сидел и думал в течение четырех часов (опоздание поезда), пока все детали всплывали в моем мозгу«.

Примените эту идею на практике. Возьмите с собой блокнот в другое место, отличное от того, где вы обычно пишете. Это может быть библиотека, ботанический сад, кофейня или общественный транспорт. Просто начните записывать идеи для рассказов (отключите своего внутреннего цензора).

16. Исследуйте исторические события

Идеи книг, почерпнутые из исторических событий, встречаются повсюду. Пример: Популярный роман Маркуса Зусака «Книжный вор» 2005 года о силе письма (и чтения) в условиях деспотического режима.

Реальные исторические события дают нам не только идеи для книг. Они дают нам существующих персонажей, которых можно исследовать, вообразить и изобрести заново, а также обстановку, настроение и детали, которые оживят вашу историю.

Историческое событие, которое вы используете, не обязательно должно быть крупным событием или катастрофой. Это может быть что-то настолько банальное, как кратковременная (пусть даже выдуманная) любовная связь между двумя значительными историческими персонажами.

Вам не нужно воссоздавать конкретную эпоху в точности такой, какой она была. Вместо этого вы можете:
— Использовать детали истории из исторического события и изменить элементы (места, имена и даты), чтобы создать свою собственную вымышленную версию.
— Сделать исторические события значимыми для предыстории ваших персонажей, но не главными в сюжете.

17. Просматривайте архивы по темам

Сами архивные материалы — первичные документы — могут быть увлекательными источниками вдохновения.

Например, вы можете найти старинное письмо, написанное от руки, которое вдохновит вас на идею создания вымышленного персонажа, пишущего романтические или комические письма.

К онлайновым цифровым архивам относятся обширная коллекция фотографий Британской библиотеки (включая газеты 1600-х годов), Электронная публичная библиотека Америки (в которой есть возможность поиска материалов по географическому положению) и многие другие.

18. Поиск новых идей в творческих ограничениях

Французская группа математиков и писателей OuLiPo (Ouvroir de Littérature Potentielle) писала, используя «ограничения», чтобы исследовать творческий потенциал письма с произвольными правилами.

Один автор, Жорж Перек, написал целый роман без использования буквы «е» (самой распространенной во французском языке). В романе «Расхождение» (La Disparition) исчезновение буквы также используется в качестве ключевого, загадочного сюжетного момента.

Другой известный автор, Итало Кальвино, написал книгу, основанную на предпосылке, что человек забирается на деревья и решает никогда больше не спускаться.

Каждая из этих идей показывает волшебство, которое может произойти, если позволить себе играть, фантазировать и исследовать невероятное или возможное.

19. Ведите дневник

Ведение дневника для генерирования идей не обязательно должно быть формальным процессом. Вы можете составлять списки, записывать слова или образы, которые вас заинтересовали, и делать заметки о других видах источников вдохновения.

Приобретите достаточно маленький дневник, чтобы вы могли брать его с собой, куда бы вы ни отправились. В качестве альтернативы некоторые люди предпочитают делать записи на планшете или смартфоне.

20. Используйте фрирайтинг для ассоциирования идей

Свободное письмо эффективно, потому что не дает вам времени сомневаться в своих силах. Выберите лимит, установите таймер и приступайте. Пишите в течение пяти, десяти или пятнадцати минут, не отрывая пера от бумаги. Вы можете делать это и на компьютере, но в этом случае не отрывайте пальцы от клавиатуры и не сбавляйте темп. Не оценивайте то, что вы написали. Отложите его хотя бы на день, и вы можете обнаружить, что в нем есть хорошая идея или даже начало сюжета.

Для начала выберите тему для свободного письма. Если, например, вы любите фантастику, вы можете выбрать такую тему, как «опасность технологий», «рост искусственного интеллекта» и т.д.

21. Название

Придумайте увлекательное название и напишите об этом рассказ. Звучит плохо? Нисколько. Название может помочь вашему воображению сосредоточиться и найти материал для романа. Используйте множество источников: прозу, поэзию, цитаты, Библию. Выпишите несколько случайных слов из словаря и перемешайте их. Идеи для романа начнут сыпаться из вашей головы. Теперь все, что вам нужно сделать, это выбрать один из них и написать роман, соответствующий названию.

22. Стать незаметным подслушивателем

Подслушивание чужих разговоров может показаться немного подлым, но это может стать прекрасным источником вдохновения. Лучше всего сидеть в общественном месте (например, в кафе или в автобусе) и просто запоминать любой интересный фрагмент разговора, который вы случайно подслушали (а не внимательно слушать).

Пойдите в общественное место и в течение 15 минут просто наблюдайте за разговорами вокруг вас. Если вы услышите какое-либо интересное мнение или идею, запишите ее позже и посмотрите, сможете ли вы извлечь из нее идею для рассказа.

23. Список проблем

Подумайте о проблемах, которые глубоко волнуют вас. Война? Защита окружающей среды? Реклама? Дети? Здравоохранение? Найдите тот, от которого ваши щеки краснеют. Он может быть глобальным, как военная стратегия, или локальным, как школьная политика. Однако она должна быть такой, чтобы вызывала у людей бурную реакцию. Выберите стороны конфликта. Какова ваша моральная точка зрения на этот счет? Найдите хороший аргумент для защиты своего мнения и для противоположной стороны. В мире есть много вещей, которые являются черными или белыми, и даже те, кто находится не на той стороне, находят оправдания тому, что они делают. Как писатель, вы должны видеть общую картину, а это значит, что вы должны относиться к своим персонажам — ко всем героям — справедливо. Опишите это!

24. Одержимость

Одержимость контролирует самые глубокие эмоции персонажей. Это толкает их и бросает их в действие. По этой причине он идеально подходит для поиска идей. Что такое человеческие навязчивые идеи? Эго? Появление? Желание? Карьера? Враги? Успех? Долг? Создайте героя. Дайте ему одержимость. Смотрите, куда это его приведет.

25. Герой на первом месте

Возможно, лучший и самый быстрый способ найти идею для книги — через персонажа. Процесс прост: придумайте динамичного героя и посмотрите, куда он вас приведет. Закройте глаза и увидьте первого человека, который подскажет вам ваш разум. Или выберите увлекательного персонажа из своей жизни, из прошлого. Не пытайтесь копировать ее. Но воссоздать его. Дайте ей другую работу. А еще лучше сменить пол. Пусть он станет ею. Каким был бы твой сумасшедший дядя, если бы он стал женщиной? Как только у вас появится идеальный герой, спросите себя: что самое худшее может с ним случиться? Разве это не было бы идеальным началом романа-триллера?

26. Смешение литературных жанров

Все литературные жанры подчиняются определенным правилам. Или мы должны смотреть в глаза нашим ожиданиям и переворачивать их с ног на голову? Например, когда мы отправляем классический вестерн в космос — это ли не «Звездные войны»? А может Джеймс Бонд в мире Дикого Запада? Блестящее смешение литературных жанров давно стало частью массовой культуры. Так что играйте с жанрами, условностями, ожиданиями. Тщательно перемешайте их. Где-то будет идея.

27. Будьте в тренде

Романы могут быть популярными даже только из-за их темы. Попробуйте уловить модный тренд. Лучшие источники – это, конечно, газеты, специализированные журналы, журналы. Они часто говорят, что интересует людей сейчас, и предсказывают сферу интересов людей в будущем. Нанотехнологии? Имплантаты? Что было бы, если бы этим заинтересовались все?

28. Используйте mind-mapping

Это вид мозгового штурма, который предполагает начало со слова, образа, идеи, персонажа или другого элемента в середине страницы и разветвление от этого элемента с другими свободными ассоциациями. В итоге у вас может получиться целый роман или достаточно для создания традиционного наброска или, если вы любите писать, начала книги.

29. Перескажите знакомую историю

Нет ничего плохого в том, чтобы брать пример с других писателей, наблюдать за их решениями, неожиданными переплетениями нитей и, конечно же, учиться на их ошибках. Таким образом, мы не только можем придумать интересные идеи для книги, но и улучшить свои навыки письма и проанализировать конкуренцию. Это также хорошее упражнение для творчества и воображения. Ведь инновации не приходят из космоса — нужны определенные шаблоны, опорные точки, на основе которых мы будем создавать собственные литературные решения.
Другие писатели всегда являются источником вдохновения, но в некоторых случаях они могут вдохновить ваш роман самым непосредственным образом. В книге «Злая» использовались персонажи и мир, созданные Л. Фрэнком Баумом, а в романе Майкла Каннингема «Часы» использовалась «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вульф. Если вы используете материал непосредственно из источника, как это было в «Злых», убедитесь, что произведение находится в общественном достоянии.

30. Начните с короткого рассказа

Сюжет короткого рассказа не обязательно должен иметь такой же вес, как сюжет романа. Если в процессе написания художественной литературы у вас возникла идея, которая может оказаться слишком свободной для вашего первого романа, подумайте о том, чтобы перенести ее в короткую историю.
Написание короткого рассказа — хороший способ проверить идею книги. Многие известные произведения литературы начинались как короткие рассказы, которые авторы использовали в процессе работы.
Когда вы пишете короткую историю, спросите себя:
Могу ли я развить эту идею в полноценный роман?
Какие есть причины сделать рассказ длиннее?
Найдите причину для увеличения длины вашего короткого рассказа (например, ваш герой принимает важное решение — каков будет результат?). Это может стать направляющей идеей для вашей книги.

Дополнительные материалы по теме

 

Резюме. Одно из преимуществ опробования некоторых из этих методов поиска идей для рассказов заключается в том, что вы поймете, как много идей существует на свете.
Помните! Ум сам по себе не придумывает гениальных идей. Его нужно заставить работать, думая и размышляя о различных вещах, идеях и событиях. Тщательное размышление над проблемой или концепцией обычно не приводит к немедленному решению. Но, может быть, вечером или через день-два мы испытаем прозрение. Даже если мы займемся чем-то другим и отложим в сторону мысли о книге, разум будет подсознательно искать ответы на волнующие нас вопросы. Проведение сеанса размышлений — это часть писательской работы, от которой нельзя отказываться, если вы хотите придумать интересную идею для книги!