Писательское мастерство

Структура сюжета: Путешествие героя


Для писателей, которые работают над сюжетом самым пугающим из всех является чистый лист. Независимо от того, насколько хороша концепция, без четкого представления сюжета, без понимания ритмов и темпа может показаться, что начать невозможно. Шаблон сюжета «Путешествие героя», представляет собой план по которому ваша история может развиваться без особых препятствии.

Структура сюжета. Путешествие героя

Путешествие героя — это одна из самых известных. Это трехактная структура сюжета, которая делится на двенадцать этапов с определенной целью и функцией в рамках повествования. Причина, по которой «Путешествие героя» является наиболее популярным, заключается в том, что оно сочетает в себе направление сюжета и развитие персонажей. В нем эмоциональное или ментальное развитие персонажей так же важно, как и физическое путешествие, которое они совершают.
Благодаря одновременному прохождению физического пути и внутреннего путешествия, сюжеты, основанные на «Путешествии героя», полны конфликтов и напряжения. Персонажи борются и растут, а в движении сюжета прослеживается четкий поток. С очевидным началом, серединой и концом читатель будет находиться в напряжении, но будет знать, что к моменту завершения книги он получит свое.

Акт 1: Отправление

Ваш герой покидает свой обычный мир и устремляется навстречу приключениям. Это должно составлять первые 25% повествования.

Этап 1: Обычный мир

На первом этапе вы должны представить своего героя, мир, в котором он живет, и то, как выглядит его повседневная жизнь. Именно здесь развитие вашего персонажа сделает основную часть тяжелой работы — читатели должны симпатизировать вашему герою, сопереживать еще до того, как в его историю войдет что-то, что нарушит его существование.

Идеи для сюжета
писательские курсы
как написать рассказ с нейросетью
plot_ideas
Нейросети для генерации текста. Топ-25
pisatel-kursi-1200x500
Курсы писательского мастерства
baner-site_1200x500-1

 

Необходимо включить следующее:
Познакомьте читателей с героем таким образом, чтобы он вызывал симпатию.
Создайте трехмерный персонаж с желаниями, потребностями, стремлениями и недостатками.
Включите крючок, намекающий на то, что в жизни вашего героя что-то не совсем так, что заставит его откликнуться на призыв к приключениям. Помимо общей проблемы повествования, ваш главный герой также должен иметь личную проблему, которую необходимо решить.
Начните строить свой мир — покажите идиллическую жизнь героя, но намекните на нечто большее в широком мире.

 

Этап 2: Зов приключений

Этап 2 должен происходить примерно в середине первого акта, на отметке 12% вашей истории. Она не должна занимать много места и быть не длиннее одной главы, максимум двух. Именно в этой стадии у вашего героя нарушится повседневная жизнь. От того, охотно ли ваш протагонист прислушается к зову приключений или его нужно будет убедить, зависит, сколько времени вы потратите на эту часть истории.

Призыв к приключениям вводит основной конфликт. Он будет представлен в виде задачи, которое герой должен выполнить, прежде чем вернуться к своей идиллической жизни. Иначе известный как подстрекающий инцидент, или крючок, именно этот призыв определит траекторию остальной части вашей истории.

На втором этапе необходимо включить следующее:
Подстрекающий инцидент. Это может быть квест, результат выбора главного героя, новое открытие или результат несчастного случая.
Покажите, как это происшествие нарушает жизнь вашего персонажа и почему именно он должен внять зову приключений.

Этап 3: Отказ от призыва

Если ваш герой отказался от призыва к приключениям на этапе 2, то это та часть, где его нужно убедить. Если ваш протагонист — готовый искатель приключений, то этот этап можно пропустить — важность этапа 3 полностью зависит от характера персонажа и созданной вами задачи.

 

Существует множество причин, по которым ваш герой может изначально отказаться от приключений: скромность, слишком большой риск, возраст, убеждения. На третьем этапе у героя не должно остаться выбора, кроме как принять вызов. Это может занять несколько попыток, с каждым разом повышая ставки, но все должно закончиться тем, что герой, наконец, примет свое задание.

На третьем этапе необходимо включить следующие моменты:
Эмоциональный ответ вашего героя на зов приключений.
Покажите, чем мотивирован отказ героя, и как этот отказ можно преодолеть. Это может быть угроза, увеличение опасности, которую представляет отказ для близких, или даже поддержка со стороны семьи и друзей.

 

Вторичный провоцирующий инцидент, который означает, что герой больше не может игнорировать призыв.

 

Этап 4: Встреча с наставником

Даже если ваш герой добровольно прислушался к зову приключений, он все равно нуждается в поддержке и правильных инструментах для достижения успеха на своем пути. Этап 4 ведет к концу Акта 1 и должен довести историю до отметки 20%.

Если главный герой отказался от призыва к приключениям на стадии 3, то встреча с наставником может послужить катализатором для принятия своей роли. Если герой принял вызов на стадии 2, то наставник может послужить тем, кто обучит героя навыкам, необходимым для возвращения домой.

Наставник должен быть экспертом, специалистом или тем, чьим советам герой доверяет. Будь то обучение, предоставление снаряжения, совет или просто готовность оказать герою эмоциональную поддержку, необходимую для психологической подготовки к предстоящему, наставник будет тем, кто даст главному герою последний толчок, в котором он нуждается.

На четвертом этапе необходимо сделать следующее:
Герой должен обрести уверенность и почувствовать себя готовым к предстоящему путешествию.
Четко покажите, как наставник помогает герою принять вызов приключения.
Иметь пусковой момент, когда у героя что-то щелкает — когда он действительно понимает, что готов принять вызов приключения. Это может быть озарение, освоение нового навыка, личное понимание или открытие скрытой силы.

 

Этап 5: Переход через первый порог

После того как наставник помог герою принять свою роль в приключении и подготовил его как можно лучше, ваша книга должна подойти к концу первого акта. Это должно привести вас к отметке 25% вашего романа. Это первый поворотный момент — момент, когда ваш герой оставляет свой обычный мир позади и отправляется в неизвестность.

Переступив первый порог, ваш герой принимает вызов приключений. Они должны быть оснащены большей частью того, что им понадобится для продвижения по пути, но не бойтесь оставить их в неведении относительно некоторых вещей. Независимо от того, считает ли ваш герой, что узнал все, что мог, и морально готов к продвижению вперед, или его обучение прерывается из-за действий антагониста вашей книги, результат будет один и тот же — ваш герой полностью посвящает себя преодолению стоящей перед ним задачи.

 

Этап 5 должен включать в себя:
Повторное подчеркивание задачи, которую призван выполнить ваш герой, и почему она важна.
Убедитесь, что вы полностью развили своего главного героя и что читатели будут заинтересованы в нем.
Покажите, что ваш герой наконец-то оставил свой обычный мир позади и что это для него значит.

Акт 2: Спуск и инициация

Структура сюжета. Путешествие героя

 

Герой попадает в незнакомый мир, где встречает новых друзей и врагов, преодолевает различные испытания и трудности. Акт 2 должен составлять 50% вашей истории (от 25%-75%).

Этап 6: Испытание, союзники, враги

Во втором акте ваш сюжет действительно развивается. С первых минут 6-й стадии ваш герой столкнется с проблемами, которые проверят его новую решимость или способности. Хотя наставник дал ему хорошую отправную точку, вашему герою еще многому предстоит научиться, и протагонисту придется научиться полагаться на помощь друзей и союзников, которых он встретит на своем пути.

И герой, и читатель должны сомневаться в том, что они смогут преуспеть в борьбе с непреодолимыми трудностями. Правила внешнего мира отличаются от того, откуда они прибыли, что делает 6-й этап идеальным временем для дополнительного развития характера. Герой и его союзники будут по-разному реагировать на стресс, связанный с трудностями, и сомневаться в своих способностях или пригодности для выполнения стоящей перед ними задачи.

Этап 6 составит огромную часть второго акта. Именно тогда вы представите большинство новых персонажей и введете дополнительные ставки. Вам нужно будет разработать союзников и врагов и их реакцию на вашего героя. Не бойтесь играть с лояльностью — как и у вашего героя, обстоятельства друзей и врагов могут меняться. То, что ваши герои отправились в это путешествие вместе, не означает, что их мотивы совпадают. У каждого из них будут свои личные причины прислушаться к зову приключений.

Этап 6 должен включать в себя:

  • Представьте врагов и проблемы, чтобы подчеркнуть опасность этого нового мира.
  • Проверьте, что вы создали глубоких и убедительных союзников и врагов.
  • Ваш герой и его союзники должны пройти через ряд испытаний или проблем.
  • Не бойтесь убивать персонажей.
  • Развивайте характер героя, показывая его сомнения и разногласия с союзниками. Покажите, как они работают в группе, и есть ли у кого-то сомнения в праведности их похода.

Этап 7: Подход к Внутренней пещере

После развития событий на этапе 6, этап 7 — это затишье перед бурей. После всех испытаний и трудностей, которые предшествовали созданию мира и характера, ваш герой наконец-то видит свою цель.
Большая часть седьмого этапа будет посвящена подготовке. Ваш герой и его союзники знают, как достичь своей цели, и теперь им нужно отдохнуть и собрать все необходимые припасы, информацию или знания в последнюю минуту. Если на предыдущем этапе союзники и враги приходили, уходили или меняли союзников, то на этом этапе происходит окончательное формирование команды. Это те персонажи, которые будут с вашим героем до самого конца.
К концу седьмого этапа ваш герой и его команда должны быть готовы к тому, что будет дальше. Это также подходящее время, чтобы вновь представить наставника, если это необходимо, чтобы обеспечить столь необходимый подъем боевого духа группы. Любые затянувшиеся сомнения в способности главного героя выполнить задание должны быть преодолены подтверждением его приверженности зову приключений.

Этап 7 должен включать:

  • Моменты развития и роста характера главного героя и его оставшихся союзников.
  • Составьте план и соберите необходимые материалы и знания, чтобы обеспечить успех в поисках вашего героя.
  • Четко определите конечную цель вашего героя и убедитесь, что он полностью готов к тому, что его ждет впереди.
  • Обеспечьте эмоциональную паузу для ваших героев, когда они сближаются, готовясь к своему величайшему испытанию. Если в вашем повествовании присутствует любовный роман, то именно здесь будет кульминация этой дуги.
  • Даже если у вашего героя все еще есть сомнения, убедитесь, что они не помешают его выступлению или готовности к заключительному этапу его поисков.

Этап 8: Испытание

Это мини-кульминация вашего романа, когда нарастающее действие вашего повествования достигает пика. Ваш герой столкнется с рядом проблем, пока он и его союзники будут работать над достижением своей цели и противостоять антагонисту. Стадия 8 — это кульминация центрального конфликта вашей истории. Она объединяет все, чему ваш герой научился не только у своего наставника, но и благодаря испытаниям и трудностям 6-й стадии, чтобы выйти победителем.

Именно в этот момент ваш герой претерпит трансформацию. Это должна быть метафорическая смерть и возрождение (хотя для некоторых повествований это может быть и буквальным), когда он оставляет позади себя того, кем он был на первой стадии, и становится более сильной, более могущественной версией себя. Эта смерть может прийти в виде значительной жертвы или смерти близкого персонажа — каким бы ни был катализатор, он должен быть достаточно сильным, чтобы изменить вашего героя как личность.

В зависимости от характера вашей истории, место, где происходит испытание, и его успешность могут варьироваться. Успешное испытание, скорее всего, произойдет в конце второго акта, как естественная кульминация. Если же герой не справляется, то испытание должно произойти ближе к середине второго акта, так как в этом случае появляется больше ставок и напряжения, которые необходимо исследовать и развить.

Этап 8 должна включать:

  • Мрачный момент для героя, например, смерть наставника или союзника, собственная смерть, ошеломляющее откровение или болезненное самопожертвование.
  • Сильное развитие характера, подчеркивающее изменения, через которые должен пройти герой, чтобы стать лучшей и самой сильной версией себя.
  • Момент противостояния, будь то противостояние серьезному вызову или встреча с антагонистом.
  • Покажите, как изменился мир героя в результате того, что он пережил.

Этап 9: Награда (Взятие меча)

Несмотря на успехи или неудачи, ваш герой пройдет через испытание и получит награду, означающую конец второго акта. Этой наградой может быть знание или предмет — в какой бы форме он ни был, он станет катализатором, который подтолкнет его к финальной битве и обеспечит выживание. Независимо от потерь на восьмой стадии, это момент торжества для вашего героя и передышка для читателей перед кульминацией истории.

Хотя этот момент представляет собой победу для вашего протагониста, это также хорошее время для ваших персонажей вспомнить тех, кого они потеряли на этом пути. Это эмоциональная перезагрузка, когда ваш герой и его союзники могут смириться со всем, что им пришлось пережить, и с тем, что еще предстоит.

Этап 9 должен включать в себя:
Получение награды и четкое указание на то, как она поможет герою достичь конечной цели.
Размышление о том, чему научился ваш герой и как он изменился.

Акт 3: Возвращение

Ваш герой вступает в финальную битву и начинает свой путь домой, но уже совсем другим человеком, чем когда он покинул свой обычный мир. Это составляет последние 25% вашей истории.

Этап 10: Дорога назад

Получив награду, герой начинает свой путь домой. Однако это не просто путешествие, а место, где вы усилите напряжение и повысите ставки вашего повествования, что приведет к окончательной кульминации вашей истории. Именно на этапе 10 ваш главный герой должен столкнуться с последствиями результата этапа 8: испытанием.

Эта часть повествования станет катализатором, который приведет к кульминации. Именно здесь ваш герой завершит свои поиски, что приведет его к финальной битве. Ставки должны быть выше, чем когда ваш герой проходил испытание — поскольку миссия еще не полностью завершена, должны быть серьезные последствия, если он не выполнит задание.

Этап 10 должен включать:

Чувство срочности. Поясните, что будет означать для вашего героя и его мира, если он не добьется успеха в финальном противостоянии.
Подчеркните последствия испытания и награды и то, как они приведут к финальному противостоянию.
Покажите, как изменился ваш герой, и подчеркните его вновь обретенную уверенность в себе после пережитого испытания.

Этап 11: Воскрешение

Именно здесь ваша история достигает кульминации. Ставки должны быть выше, а трудности — острее, чем все, с чем ваш герой сталкивался раньше. Она должна связать воедино все уроки, полученные героем во время путешествия.

Эта кульминация несет на себе весь эмоциональный груз нарастающего действия — ваш герой сражается за дело и за тех, кого он потерял на этом пути. После этой битвы он полностью принимает роль героя и может вернуться в свой обычный мир, изменившись под влиянием пережитого.

Этап 11 должен включать в себя:

Финальную битву, показывающую, как герой рос и развивался на протяжении всей истории, чтобы выйти победителем.
Покажите, как награда делает победу героя возможной.
Драматизируйте самопожертвование героя. Эта жертва может быть метафорической или буквальной. Это может быть физическая жертва или жертва тем, кем он был раньше.
Подготовьте героя к триумфальному возвращению в свой обычный мир (пусть даже только в памяти).

Этап 12: Возвращение с эликсиром

Претерпев глубокие изменения, ваш герой теперь готов вернуться домой. Возвращение должно составлять всего 5% повествования и подтверждать рост и развитие вашего протагониста. Пусть ваш герой поразмышляет о своем опыте, о том, чему он научился, о людях, которых он встретил и потерял по пути.

Теперь ваш герой может с нетерпением ждать нового этапа жизни, будь то возвращение в привычный мир или поиск новых приключений, обнаружив, что прежняя жизнь несовместима с его ростом. В любом случае, по возвращении героя ждет награда и праздник. Они столкнулись с опасностью и трудностями и прошли через них, что вызывает уважение тех, кого они оставили позади, или, по крайней мере, новую перспективу для героя и людей обычного мира.

Этап 12 должен включать:

Триумфальное возвращение, подчеркивающее, как обычный мир теперь кажется герою другим.
Подтвердите рост вашего героя и покажите, решил ли он довольствоваться спокойной жизнью в обычном мире, или же он вышел за рамки того, что может предложить ему обычный мир, и решил отправиться в дальнейшие приключения.
Поясните, как изменился обычный мир вашего героя в результате его путешествия и как события 11-го этапа изменили людей этого мира.

Не существует «правильного» способа набросать план романа. Именно поэтому существует множество различных структур повествования. Фокус в том, чтобы найти ту, которая подходит именно вам, и адаптировать ее под свои нужды. Как только вы поймете, как работает структура сюжета, вы сможете легко изменять правила, чтобы создать что-то совершенно уникальное.