Писательское мастерство

Как создать подсюжет, который понравится вашим читателям — топ-5 правил


Основной сюжет — это сердце вашей истории, но подсюжеты очень важны для глубины, развития и драматизма. Эффективный подсюжет органично вплетается в повествование, неожиданным образом усиливая главных героев и сюжетные моменты.

Подсюжет — это второстепенная сюжетная линия в вашей истории. Чтобы написать хороший сюжет, вы должны поддерживать и улучшать основную сюжетную линию, добавляя глубину и сложность. Второстепенные сюжеты — эффективный инструмент для добавления большего количества конфликтов, характеристик и напряжения в вашу историю. Они могут использоваться как способ предвидения будущих событий или могут происходить параллельно с основным повествованием. Подсюжеты позволяют вам исследовать, что происходит в других частях вашей истории, например, отношения между персонажами или эволюцию темы. Но второстепенные сюжеты, как известно, сложно написать, и большинство авторов в какой-то момент борются с ними.
Второстепенные сюжеты могут быть самой блестящей частью вашего романа, а могут быть и наименее интересными. Сильный подсюжет добавляет глубины вашей истории и удерживает читателей во второй повествовательной цепочке, в то время как слабый становится второстепенной мыслью, которая не может заинтересовать читателей и в конечном итоге отвлекает от основной истории.

Как создать подсюжет

Основные функции, которые должен выполнять ваш подсюжет, — добавить разнообразия в вашу историю, поддержать центральную тему основной повествовательной дуги и внести сложности, которые могут повлиять на направление вашей основной сюжетной линии.
Если вы хотите написать хороший сюжет, существуют правила, как это сделать. Если вы последуете этим пяти полезным советам, то написать свой собственный текст будет проще, чем когда-либо прежде!

Правило №1 — Определить тип подсюжета

Первый шаг к созданию привлекательного сюжета — это знать, какой тип сюжета вы хотите представить. Несмотря на то, что вы можете выбирать из множества различных сюжетных арок , есть пять общих функций, которые может выполнять ваш сюжет, и знание этой функции заранее поможет вам сфокусировать свое повествование.

Существует пять наиболее распространенных типов подсюжетов:

  1. Зеркальные сюжеты; конфликт меньшего масштаба отражает конфликт главного героя, чтобы преподать ему ценный урок или показать, как разрешить конфликт
  2. Контрастные сюжеты; второстепенный персонаж сталкивается с теми же обстоятельствами и дилеммами, что и главный герой, но принимает другие решения с противоположным исходом
  3. Усложняющие сюжеты; второстепенный персонаж усугубляет положение главного героя
  4. Пояснительные сюжеты; персонаж из прошлого или близкого настоящего показывает, как его действия формируют реальность, в которой обитает ваш главный герой
  5. Романтические сюжеты; у главного героя есть любовный интерес, и эти отношения усложняют основной сюжет

Правило №2 — У подсюжета должна быть своя дуга.

У второстепенного сюжета должно быть свое начало, середина и конец. Вы же не хотите запутать своих читателей, одновременно представив слишком много разных незавершенных сюжетных линий.

Помните, что второстепенные сюжеты — это не просто отвлечение от основного сюжета. Они должны добавить больше глубины общему повествованию, предлагая различные перспективы или точки зрения. Также важно убедиться, что ваш сюжет стоит сам по себе, то есть в нем должны быть свои персонажи и события, которые добавляют измерения к обеим историям, рассказываемым одновременно.

Самая распространенная ошибка, которую допускают писатели, — это использование второстепенного сюжета в качестве наполнителя для своего рассказа. Подсюжет не должен просто добавлять изюминку; ему нужна собственная цель и актуальность в контексте обеих нарративных арок, а если он этого не делает, то в этом нет необходимости с самого начала.

Здесь важно вернуться к правилу №1. Если вы заранее знаете, какой второстепенный сюжет вы хотите представить, и спланируете его, у вас будет больше шансов создать для него самодостаточную повествовательную арку, даже если в вашей книге она всего одна или две сцены.

Правило №3 — Соедините подсюжет с основным сюжетом через общих персонажей

Убедитесь, что хотя бы один персонаж подсюжета оказывает значимое влияние на основной сюжет:

  • Персонажи подсюжета должны иметь цель. Дайте им четкие цели и мотивы, которые будут управлять их действиями в обоих сюжетах.
  • Создайте многомерных персонажей подсюжета. Избегайте плоских, типовых личностей; создавайте мотивированных личностей с уникальными чертами характера.
  • Установите последствия. Действия персонажей второстепенной линии должны влиять на события основного сюжета, изменяя его развитие.
  • Введите катализаторы. Персонажи второстепенного сюжета могут выступать в роли триггеров, которые приводят в движение основные сюжетные моменты обеих дуг.
  • Свяжите персонажей и мотивы. Наделите персонажей подплана и главного сюжета схожими или противоположными мотивами, чтобы их взаимодействие создавало конфликт, который подпитывает повествование.
  • Постепенно раскрывайте связи. Важность персонажа подплана для основного сюжета может быть раскрыта со временем через повороты и откровения.

Главное — создать связь, даже если она не очевидна сразу:

  1. У персонажей подплана может быть история с главным героем, которая проявится позже.
  2. Персонажи второго плана могли создать что-то очень важное для главного героя.
  3. У них может быть общая мотивация, цель или враг, который объединяет две дуги.

Главное, чтобы хотя бы один персонаж подплана оказывал влияние или значимо взаимодействовал с основным сюжетом таким образом, чтобы показать его принадлежность к общей истории, а не чувствовать себя лишним побочным персонажем. Благодаря целенаправленной связи между персонажами, ваш подсюжет и основной сюжет будут дополнять друг друга, создавая насыщенное, увлекательное повествование.

Правило № 4 — Подсюжет должен добавлять что-то новое, добавить глубину роману.

Подсюжет должен привносить свежие элементы, которые существенно расширяют вашу историю:

  • Ввести новую информацию. Предоставить читателям детали, которых не хватает героям основного сюжета, давая им более полную картину.
  • Добавлять новые ситуации. Новые конфликты или дилеммы, с которыми сталкиваются только персонажи второго плана, могут разнообразить вашу историю и расширить ее рамки.
  • Раскрыть альтернативные точки зрения. Персонажи второго плана, которые переживают события иначе, чем главный герой, могут пролить новый свет на центральные темы и сюжетные моменты.

Расширяйте существующие темы. При повторном использовании тем измените их выражение через персонажей и ситуации второго плана.
Избегайте отвлекающих моментов. Вводя что-то новое, убедитесь, что подсюжет по-прежнему четко поддерживает и улучшает основной сюжет, а не отвлекает от него.

Подсюжет, который лишь повторяет то, что читатели уже знают из основного сюжета, не нужен. Чтобы подсюжет оправдал свое существование, он должен:

  1. Представлять новых персонажей с их собственными мотивами, конфликтами и целями
  2. Поместить существующих персонажей в новые ситуации с другими ставками и последствиями
  3. Показать последствия событий через новую призму, раскрывая грани истории, невидимые с точки зрения главного героя.
  4. Развивать темы, заставляя читателей задуматься и усложняя их понимание.

При продуманном построении подсюжета, который привносит что-то новое в историю, может значительно обогатить произведение, не отвлекаясь от основного сюжета. Новые углы зрения, понимание и сложность, которые дает хорошо реализованный подсюжет, часто являются тем, что поднимает историю от хорошего к великому.

Правило № 5 — Выстраивайте подсюжет так, чтобы он поддерживал и обогащал основную историю

Подсюжет должен усиливать, а не отвлекать от основного сюжета:

  • Свяжите сюжеты. Связанные подсюжеты будут казаться целенаправленными, в то время как несвязанные будут выглядеть как заполнение.
  •  Согласуйте мотивы. Когда цели подсюжета и основного сюжета синергичны, они усиливают друг друга.
  • Избегайте отвлекающих моментов. Подсюжеты, отвлекающие внимание от основного сюжета, вызывают раздражение и неудовлетворенность.
  • Установите баланс. Думайте о подсюжетах как о помощниках — важных, но не более значимых, чем главный герой.

Главное — уместность:

  1. Подсюжеты должны дополнять основной сюжет, добавляя ему глубину, усложняя или проясняя.
  2. Они дают читателям возможность взглянуть на центральные темы и понятия под другим углом.
  3. Подсюжеты вводят персонажей и обстоятельства, которые значимо влияют на главных героев и события.

При эффективном исполнении:

  1. Подсюжеты важны для полного понимания читателем основной истории.
  2. Они усиливают напряжение, драматизм и эмоции, не перехватывая основное внимание.
  3. Решения подсюжетов часто перетекают в завершение центральной сюжетной линии.

Вывод:

Убедитесь, что ваш подсюжет:

  1. -Имеет целенаправленные связи с основным сюжетом
  2. Вводит персонажей и события, которые оказывают значимое влияние на основную историю
  3. Исследует темы и мотивы, которые обогащают понимание читателей
  4. Разрешается таким образом, чтобы дополнять, а не отвлекать от развязки основного сюжета.

Выстраивая подсюжет таким образом, чтобы он поддерживал, а не конкурировал с основной сюжетной линией, вы дадите читателям многослойную историю, которая привлечет их и будет держать в напряжении до самого конца. Если вы сможете это сделать, то вы будете на верном пути к созданию истории, которую люди захотят читать снова и снова!