Как написать хоррор: структура сюжета ужастиков
Создание увлекательного и пугающего хоррора — это как раз работа для тех, кто способен уловить тонкие нюансы ужаса и перевести их в текст. Уникальность хоррор-литературы заключается в её способности вызвать у читателя широкий спектр эмоций, от легкого беспокойства до настоящего страха. Не существует жестких и быстрых правил, которые учат как написать хоррор. В этой статье мы рассмотрим основные элементы и структуру сюжета, которые помогут писателю создать качественный и запоминающийся ужастик.
Содержание
Ключевые аспекты хоррора
Прежде чем приступить к написанию, важно понять базовые принципы, которые делают жанр хоррора столь привлекательным. Ужас — это не просто страх перед неизвестным, это чувство, которое возникает от мощного сочетания различных факторов, таких как атмосфера, ожидание, звуки и даже то, что не видно, но подразумевается. Ваш основной инструмент — это воображение читателя, и настоящая задача состоит в том, чтобы задать правильный вектор его работы.
Элементы успешного ужастика
- Атмосфера: Это то, чего читатель не видит, но ощущает. Атмосфера может быть создана через описания места действия, времени суток, звуков, запахов и даже предчувствий. Она должна быть давящей, тревожной, чтобы человек не мог избавиться от чувства надвигающейся угрозы.
- Персонажи: Важным аспектом является развитие персонажей. Читатель должен сопереживать им, чтобы быть заинтересованным в их судьбе. Делайте персонажей реальными и многогранными, дайте им слабые стороны, страхи и тайны.
- Саспенс и неожиданность: Умение поддерживать напряжение — это мастерство. Не дозируйте угрозу сразу, создавайте растущее ожидание, регулярные отвлечения и непредсказуемые повороты сюжета. Разбивайте ожидаемое неожиданным, чтобы читатель всегда оставался на тонком грани страха.
Структура сюжета хоррора
Чтобы создать мощное произведение в жанре ужастика, стоить следовать четкой структуре, при этом оставляя место для творческого самовыражения и оригинальности.
- Введение и знакомство с миром (10-15% текста): Здесь важно не только познакомить читателя с героями и их внутренним миром, но и задать основу атмосферы. Подсознательно оставьте недосказанности и загадки. Пример: представление героя, который переезжает в новый город, странные взгляды местных жителей, подозрительные шорохи ночью.
- Развитие тревожных элементов (25% текста): Усиливайте беспокойство и элементы страха. Покажите, что с героями контактирует нечто потустороннее. Это могут быть странные события, изменения в характере или поведении персонажей. Например, герои начинают замечать несуществующие звуки, а их питомец внезапно исчезает.
- Кульминация (30-40% текста): События достигают своего пика. Герои сталкиваются с основной угрозой лицом к лицу. Это наиболее эмоциональная часть текста, где все накопленные элементы хоррора достигают апогея. Здесь можно открыть часть тайн и интриг. Возможная ситуация: героям удаётся пережить ночное нападение, но они осознают истинную природу их преследователя.
- Спад напряжения и раскрытие (15-20% текста): Главные вопросы начинают получаться ответы, но не все загадки разоблачены. Читатель должен получить некоторое восхищённое чувство от раскрытия происшествий и злодея. Не забывайте включить последствия на судьбы персонажей. Пример: герои покидают злополучное место, но чувствуют, что не всё ещё позади.
- Заключение и крючок для продолжения (5% текста): Заключительное действие может предлагать небольшую надежду на продолжение или исход ответственности за происходящее. Это последний удар по нервам читателя, напоминание, что страх живёт всегда. Например, одна из главных героинь может обернуться и увидеть по ту сторону окна того, кто не должен был остаться в живых.
Как написать хоррор — подробный анализ сюжетной структуры
Теперь мы подробнее рассмотрим некоторые моменты из самых популярных сюжетных структур и разберем, как использовать их в полной мере.
«Самая древняя и сильная эмоция человечества — это страх , а самый древний и самый сильный вид страха — это страх перед неизвестным».
HP Лавкрафт «Как написать хоррор»
Акт 1: Подготовка
Акт 1 посвящен подготовке сцены и созданию своего мира. Вы должны позволить читателям познакомиться с персонажами и задать тон предстоящим событиям. Это составляет первые 25% истории.
Этап 1: Скрытый монстр
Первым этапом любого хорошего хоррора является зацепка. Вы хотите привлечь своих читателей намеком на то, что должно произойти, дразня Монстра, который будет главным антагонистом вашей работы. Этот вступительный раздел является обещанием читателям: «это тот ужас, которого вы можете ожидать».
Этот начальный этап может быть первой главой романа или иметь форму пролога. Он должен включать первый взгляд на вашего монстра или хотя бы намек на его существование. Он также должен показать Обычный мир как мираж, где что-то зловещее прокрадывается из поля зрения.
Этап 2: Знакомство с персонажами
Если главные герои еще не были представлены в зацепке, самое время представить их читателям. Вы хотите представить их как людей, раскрыть внутренние мотивы и намекнуть на то, как внутренние мотивы и цели персонажей могут вступить в противоречие с мотивами Монстра.
В хорошем хорроре желания и стремления персонажей используются против них самих, поэтому очень важно с самого начала четко настроить их. По-настоящему великий ужас движим персонажами, а не событиями.
Этап 3: Путешествие начинается
Этап 3 представляет провоцирующий инцидент, который ставит персонажей на пути Монстра. Это может быть выбор или случайность. Подстрекательский инцидент каким-то образом изолирует их, будь то физически или эмоционально. Именно эта изоляция создаст ощущение подкрадывающегося страха.
В некоторых случаях у персонажей может быть шанс уйти, создавая момент напряжения, когда они решают продолжить путь к Монстру. Читатель знает, что грядет, что делает судьбы персонажа неизбежными и усиливает чувство страха.
Этап 4: Встреча с монстром
В то время как у читателя будут намеки на монстра, именно здесь персонаж впервые столкнется с ним. Это будет их первое осознание того, что реальность, которую, как они думали, они знают, вовсе не является их реальностью, и что что-то скрывается во тьме.
Хотя персонажи впервые столкнутся с Монстром в заключительной части Акта 1, это даст вам еще одну прекрасную возможность развить свою внутреннюю жизнь. Здесь персонажи могут преуменьшить угрозу, которую представляет Монстр. Они могут даже отрицать его существование и полагать, что им это показалось. Это идеальный шанс подчеркнуть конфликт между разумом персонажа и Монстром.
Акт 2: Меняющаяся реальность
Как и в «Путешествии героя», во втором акте персонаж пересекает порог и попадает в новую реальность, где существуют монстры. С этого момента вам нужно будет увеличить напряжение. Это будет основная часть романа, составляющая 50% истории из отметки 25–75%.
Этап 5: Поворотный момент
Именно здесь персонаж достигает точки невозврата, и нужно будет усилить напряжение и моменты ужаса в своей истории.
Многие опасности, с которыми сталкиваются персонажи, до сих пор были на заднем плане. Что-то, что они могли бы рационализировать, если бы захотели. Но теперь вам нужно, чтобы опасность была очевидной и неизбежной. Вы можете отметить это смертью первого персонажа или серьезным испугом, который заставит персонажей противостоять своей вере в Монстра.
Этап 6: Преследование
Теперь, когда вы начали нагнетать напряжение с помощью конфронтации, на этапе 6 лежит суть повествования. С этого момента Монстр будет преследовать персонажей, заставляя их противостоять своим внутренним демонам.
Внутренние цели, мотивы и конфликты, которые вы обозначили на ранних этапах, будут играть здесь большую роль. Их следует дразнить и разбирать на части, поскольку персонажи вынуждены противостоять им через свои ответы Монстру.
Монстр должен становиться все более опасным. Ваши персонажи должны не только бояться того, что представляет собой Монстр, но и искренне беспокоиться о своей способности выжить и победить. Можете включить травмы прошлого, с которыми персонажи борются, когда их преследуют, или вы можете включить больше смертей персонажей. Здесь должны вступить в игру как внутренние, так и внешние конфликты ваших персонажей, чтобы создать ощущение растущего напряжения, которое необходимо для любой фантастики ужасов.
Этап 7: Первое столкновение
В то время как преследует Монстр, персонажи будут учиться и развиваться. Когда Монстр догонит их, другие участники должны почувствовать себя достаточно уверенно или отчаянно, чтобы попытаться вступить в конфронтацию.
Это противостояние потерпит неудачу. Это может быть из-за того, что персонажам не хватает какой-то жизненно важной информации, они установили неверные связи между важными подсказками или неверно истолковали их, или неспособны примирить своих внутренних демонов или вступить в конфликт с Монстром таким образом, чтобы обеспечить успех.
Этап 8: Отчаяние
После неудавшегося противостояния герои повествования должны почувствовать отчаяние. Изоляция, которую вы развили на ранних этапах романа, должна быть повторена здесь, поскольку оставшиеся персонажи должны быть более одинокими (как физически, так и эмоционально), чем когда-либо прежде.
В этот момент читатели должны чувствовать себя такими же безнадежными, как и герои произведения. Монстр будет сильнее, чем когда-либо, и ситуация будет казаться безнадежной. Главный герой может наконец прийти к пониманию того, что его внутренний конфликт — это то, что помешало ему победить Монстра, что заставляет его усомниться в своей способности когда-либо победить его. Это может даже заставить их чувствовать себя ответственными за события в некотором роде.
Акт 3: Расплата
Здесь мы вступаем в последнюю четверть вашего романа. Именно здесь персонажи вступят в финальное противостояние с Монстром. Он должен составлять последние 25% вашего романа, приближаясь к кульминации, прежде чем либо уничтожить, либо вернуть оставшихся персонажей в их исходное состояние существования, навсегда измененное опытом.
Этап 9: Прорыв
Как раз вовремя ваши оставшиеся персонажи наткнутся или узнают важную информацию, которая прояснит, как победить Монстра. Возможно, они активно искали эту информацию или нашли ее через прозрение; в любом случае, этот прорыв должен быть представлен каким-то сюжетным поворотом или ошеломляющим откровением.
Имея в своем распоряжении эту информацию, участники событий готовы подготовиться к финальному столкновению с Монстром и кульминации вашего романа.
Этап 10: Подготовка к финальному противостоянию
Вместо того, чтобы бежать, главный герой теперь будет искать монстра, готовый сразиться с ним лицом к лицу. До сих пор их преследовали — теперь они становятся преследователями.
Вооружившись знаниями, полученными на предыдущем этапе, персонажи чувствуют себя уверенно в своей победе, не подозревая о цене, которой может потребовать их победа.
Этап 11: Цена победы
Здесь участникам предстоит столкнуться не только с Монстром, но и с собственными внутренними и внешними конфликтами. Победа над Монстром потребует либо больших жертв со стороны главных героев, либо самореализации, к которой персонажи просто не готовы.
Победа над монстром должна иметь скрытую цену, которая навсегда изменит персонажей. Несмотря на возвращение к своему прежнему существованию, ничто никогда не будет прежним. Здесь можете выбрать, преуспеют ли персонажи или потерпят неудачу. Если на данный момент есть более одного выжившего персонажа, вы даже можете сделать так, чтобы один был не в состоянии противостоять своим конфликтам и потерпел неудачу, в то время как другой готов сделать то, что должен, и выйдет победителем.
Здесь важно повысить ставки, так как это кульминация романа. Вам нужно предоставить выбор и накрутить читателя, нагнетая напряжение. Нужно, чтобы это было и драматично, и полезно, с сильным акцентом на характере. Если ради победы приносится жертва, нужно показать, как они пришли к этому. Если герой не хочет делать то, что должен сделать, вам нужно подчеркнуть эту слабость и показать, почему ему не хватило сил победить Монстра.
Этап 12: Последствия
Когда Монстр побежден или персонаж мертв, именно здесь вы должны исследовать последствия того, что произошло, будь то трансформация оставшихся персонажей, зло, выпущенное в мир, или сброс цикла для другой группы ничего не подозревающих символы.
Оставшиеся персонажи будут навсегда изменены пережившим, поэтому вы должны показать, насколько по-другому они теперь видят мир. Разве они уже не так рациональны, как когда-то? Они боятся теней? Важно показать разницу между тем, как мир ощущался ими до этого, и тем, насколько другим он стал для них после испытаний.
Даже если персонажи одержали победу, Монстр не должен быть полностью уничтожен. Зло сохраняется, и в художественной литературе ужасов победы никогда не бывают постоянными. Вы должны дать последний намек на выживание Монстра, либо через оставшийся опыт персонажа, либо в качестве эпилога, намекающего на новые ужасы, которые еще впереди.
Вдохновляйтесь и экспериментируйте
Хоррор — это свобода в выражении страха через воображение. Каждый автор может принести что-то новое в жанр, добавляя личные страхи, исследования психологии ужаса и инновационные способы повествования. Не бойтесь экспериментировать с формой, пробуйте новые подходы к знакомым сюжетным линиям.
Используйте описываемую выше структуру как каркас, но не зацикливайтесь на ней. Обычно лучшие хорроры рождены именно благодаря инновациям и стремлению выйти за грань привычного. Жанровые условности только помогут задать начало, остальное — полёт вашей фантазии.
Удачи вам в создании вашего ужасающего шедевра!
Не существует «правильного» способа обрисовать роман. Вот почему существует множество различных сюжетных структур. Хитрость заключается в том, чтобы найти тот, который работает для вас, и адаптировать его к вашим потребностям. Как только вы поймете, как работает структура истории, легко изменить правила, чтобы сделать что-то совершенно уникальное.