Плагиат: творческое заимствование не воровство?
В детстве нас учили, что воровать — это плохо. Вы не должны воровать и всё такое. Но я не уверен, что десять заповедей применимы к написанию сценариев, особенно когда речь идёт о заимствовании.
Общество может продвигать важность оригинальности, создания чего-то совершенно нового и уникального, но творческое воровство так же старо, как и сами истории. Сценаристам, писателям и творцам всех профессий, если уж на то пошло, — не помешало бы отточить свои навыки творческих заимствований.
Содержание
Кратко о плагиате
Прежде чем мы пойдём дальше, я хочу абсолютно чётко заявить, что я никоим образом НЕ поощряю плагиат.
Плагиат и творческое заимствование — это не одно и то же, и ни при каких обстоятельствах вы не должны брать чужую идею и выдавать её за свою собственную.
Что такое творческое заимствование?
Мы испытываем катарсис, когда идут финальные титры, особенно после хорошего фильма. Мы часами смотрим на картины, потому что они заставляют нас что-то чувствовать. Мы перечитываем книги снова и снова, ведь кажется, что говорят с нашими душами.
Искусство вдохновляет.
И все творческие люди — писатели, кинематографисты, художники, музыканты, скульпторы, актёры, танцоры, дизайнеры — находят вдохновение у других авторов.
Пабло Пикассо однажды сказал: «Хорошие художники копируют, великие художники крадут».
Творческое заимствование — это тоже искусство. Это вдохновение другими произведениями искусства и кража элементов, чтобы использовать их в своих собственных работах.
Вы можете украсть цветовую палитру из любимой картины и использовать её для фильма. Вы можете украсть сюжетную структуру истории, похожей на ту, которую вы пишете.
Или, может быть, вы украдёте кадр из фильма, когда будете фотографировать в следующий раз, личность любимого персонажа, когда вам трудно понять, кто ваш собственный персонаж, или решение сцены, о которой вы просто не можете перестать думать.
Что отличает творческое воровство от плагиата, так это трансформация.
Хотя вы можете украсть из другого произведения искусства, если вы объедините его с другими вещами (которые, возможно, также были украдены), вы превратите украденное во что-то совершенно другое.
Творческое заимствование — это смешение вдохновения, жанров и элементов существующего искусства. Это превращение украденных вещей во что-то совершенно новое.
Или, как выразился режиссёр Джим Джармуш:
«Нет ничего оригинального. Крадите из любого места, которое вызывает вдохновение или подпитывает ваше воображение. Поглощайте старые фильмы, новые фильмы, музыку, книги, картины, фотографии, стихи, сны, случайные разговоры, архитектуру, мосты, уличные знаки, облака, водоёмы, свет и тени.
Выбирайте для кражи только те вещи, которые говорят непосредственно с вашей душой. Если вы сделаете это, ваша работа (и кража) будут подлинными. Подлинность бесценна; оригинальности не существует. И не утруждайте себя сокрытием своего воровства — гордитесь им, если вам хочется.
В любом случае, всегда помните, что сказал Жан-Люк Годар: «Не важно, откуда вы берёте, важно — куда применяете».
Истории творческого воровства
История изобилует творческими кражами. Один из величайших рассказчиков в истории — Уильям Шекспир — одновременно и жертва воровства, и сам творческий вор.
Мы восхищаемся пьесами Шекспира, потому что они выдержали испытание временем, но даже он крал у людей, которыми вдохновлялся.
Помните историю, которую мы все читали в старших классах о несчастных влюблённых, оказавшихся втянутыми в войну между двумя враждующими семьями?
«Ромео и Джульетта» основана на поэме Артура Брука 1562 года под названием «Трагическая история Ромео и Джульетты». Стихотворение Брука может быть или не быть переводом итальянской новеллы, которая может быть или не быть адаптацией французской новеллы, которая может или не может уходить корнями в мифологию.
Видите ли, ещё в 8 году нашей эры Овидий увековечил двух несчастных влюбленных по имени Пирам и Фисба в своём эпическом произведении «Метаморфозы». Спойлер: Пирам и Фисба оба в конце концов умирают, как Ромео и Джульетта.
И рассказчики ещё долго после шекспировских времен продолжали традицию, используя сюжет о несчастных влюбленных для своих собственных историй — просто посмотрите на «Грозовой перевал», «Вестсайдскую историю», «Титаник», «Мулен Руж» и «Виноваты звёзды».
Даже цитата о творческом воровстве была украдена!
Отмеченный наградами сценарист Аарон Соркин цитирует слова: «Хорошие писатели заимствуют у других писателей. Великие писатели откровенно крадут у них».
Его цитата странно напоминает слова Стива Джобса, сказанные в интервью 1996 года: «Хорошие художники копируют, великие художники крадут», — которые Джобс приписал художнику Пабло Пикассо.
Но Пикассо украл эту цитату у поэта Т.С. Элиота, который украл её из статьи У.Х. Дэвенпорта Адамса в журнале Gentleman’s Magazine в 1892 году.
Суть в том, что творческое заимствование подстёгивает творчество.
Почему творческое заимствование — это нормально
Мы — это то, что мы любим.
Скажем, вы любите фильмы Уэса Андерсона. Вы думаете про себя: «Я хочу снять похожий фильм», поэтому вы крадёте некоторые элементы его сюжета, стилистические и визуальные фишки.
Может быть, вы даже возьмёте основную сюжетную структуру «Королевства полной луны». Добавите несколько новых персонажей и причудливую, странную обстановку (очевидно, не отель или подводная лодка), и всё готово.
Но, возможно, какой-то конкретный сюжетный момент в «Королевстве полной луны» не подходит для вашей истории. Так что вы его переосмысляете.
И, возможно, в процессе написания вы пересматриваете «Мёртвые до востребования», который вдохновляет вас добавить магический элемент и закадрового рассказчика. Пока вы этим занимаетесь, вы видите сцену из нового большого стримингового проекта и решаете переосмыслить одну из своих сцен.
Затем однажды вечером вы просматриваете социальные сети и видите изображения картины Моне, или Пикассо, или Ван Гога, или О’Киффа. Поставить лайк недостаточно. Вам нравится сочетание цветов, поэтому вы решаете, что ваш фильм должен включать именно эту палитру.
В самом начале вы «украли» у Уэса Андерсона. Но к тому времени, когда вы закончите свой сценарий и снимете свой фильм, у вас останется что-то новое и необычное, совсем не похожее на Уэса Андерсона.
Дело в том, что вы можете пытаться быть Уэсом Андерсоном (или кем бы ни был ваш кумир-сценарист/режиссёр), но вы им не станете.
Вот почему творческое воровство — это нормально. Вы можете красть у великих, но всё равно оставаться собой.
Вещи, которые вы создадите, будут полностью вашими, даже если их фрагменты были изначально украдены, вдохновлены или сделаны в подражание чьему-то творчеству.
Так что же можно красть?
Прежде всего, обратите внимание на то, что вы любите — на персонажей, истории, сюжетные моменты, сцены, образы, цвета, чувства и моменты, которыми вам нравятся.
Возьмите структуру из любимого фильма и сделайте её своей собственной. Начните с хорошо известного архетипа персонажа или личности и комбинируйте его с другими особенностями и недостатками, пока не создадите совершенно нового персонажа.
Используйте знакомые настройки для новых сцен или поместите знакомые сцены в новые настройки.
Дайте себе разрешение. Не занимайтесь плагиатом, но свободно следуйте своему вдохновению.
Позвольте искусству и художникам, которых вы любите, вести вас, и не бойтесь окунуться в воду творческого заимствования. Просто сделайте круто!
Заимствуйте всё, что и когда захотите, и превращайте это во что-то совершенно новое.
by Britton Perelman
Автор перевода: Сергей Литвинов.