Как научиться писать стихи?
Талант все таки нужен. Или хотя бы способность. Или склонность. В молодости почти все люди сочиняют стихи и перестают в зрелом возрасте. Некоторые продолжают писать, развиваются и становятся настоящими поэтами, иногда и классиками. Одним талантом далеко не уедешь, плюс к этому необходимо постоянное развитие, изучение творчества великих поэтов, совершенствование мастерства стихотворца. Мы поговорим о некоторых аспектах поэтического творчества.
Содержание
Почему пишут стихи?
Пишут на праздник – в качестве поздравления; для выражения своих чувств и высвобождения эмоций; для признания в любви или создания романтики в отношениях. Этот великолепный метод сплетения слов подчёркивает культуру и творческие способности человека.
Стихотворения, написанные в порыве собственных чувств, имеют свойство передаваться в слова, поэтические волны, благодаря чему читатели подхватывают и сопереживают ощущения автора, или хотя бы частичку.
Зачастую люди, ещё не имеющие за спиной достаточного опыта написания стихов, обращаются к поэзии для того, чтобы удивить кого-либо. И здесь же, сталкиваясь с первыми проблемами, они осознают, что для стихотворений нужны не только рифма и смысл.
Что дает поэзия?
Многие потом скрывают, но каждый человек в детстве, или в подростковом возрасте пытается писать стихи и у некоторых это неплохо получается. Почему же люди пишут стихи? Есть несколько причин. Мы их просто перечислим не вдаваясь в подробности.
1. Это очень нестандартный и очаровательный способ выразить свои эмоции
2. Способ вылить душу и освободиться от мучительных депрессивных состояний
3. Это один из лучших вариантов разобраться в чувствах и тонкостях своей души. Так вы научитесь лучше понимать себя.
4. В творчестве человек создает свой мир, где он не зависит ни от кого. Это повышает самооценку.
5. Это просто интересно. Мы тратим энергию на создания стихов и получаем в несколько раз больше.
Как написать своё первое стихотворение?
Но для грамотного эффекта нужен навык. Если главной частью произведения являются всё те же чувства и эмоции, то рифма и ритм, свойственный умелым поэтам, в какой-то мере теряет своё значение и про него можно забыть.
Но тогда на стихотворца накладываются дополнительные обязательства, без следования которым стих рискует прослыть совершенно скучным, однообразным, неинтересным. Без соблюдения ритма можно написать что-то прекрасное, но если в нём не будет присутствовать какой-либо другой изюминки, хотя бы… «вытягивающей» всё произведение, это уже не есть хорошо.
На самом деле, всё достаточно просто, особенно для тех, кто изучает основы стихосложения и постоянно развивает свои природные возможности: много читает, изучает жизнь и пишет постоянно.
Поэт должен быть грамотным!
Также не помешает начинающему поэту, прочитать пару десяток, а лучше соток, книг о поэзии и обзавестись довольно хорошим словарным запасом, изучая творчество великих поэтов. Это необходимо, если даже вы уверены в своих знаниях. Книги не только источник знаний, они подталкивают к новым идеям, способствуют развитию воображения и поддерживают гибкость мышления. Человек который не умеет читать, никогда не научится писать.
Что такое стихотворение?
Стихотворение – это слова, объединённые в художественную речь: строки из слов, которые созвучны друг с другом благодаря ритму и рифме. Во всяком случае, если вы учились в школе, то представляете, что такое стих.
В России среди классической поэзии можно выделить таких авторов, как:
А.С. Пушкин,
М.Ю. Лермонтов,
С.А. Есенин,
А.А. Ахматова,
М.И. Цветаева,
А.А. Блок,
Б.Л. Пастернак,
В.В. Маяковский
и другие.
Также рекомендуется перед написанием своего первого стихотворения изучить творчество великих, а особенно любимых поэтов, чтобы понять, с чем и с кем вы будете иметь дело.
Как начать писать стихи?
В интернете существует множество сайтов которые предоставляют начинающим поэтам разные упражнения: подбор рифмы определенным словам, дописать куплет, сочинять строфу где все строки рифмуются, написать стихотворение на заданную тему, или на свободную тематику в заданном размере. Там необязательно написать стихотворение который станет шедевром. Все это ради тренировки навыков письма.
Во время тренировочных упражнений, нужно придумать, о чем писать стихи. Вам нужна тема. Заголовок можно оставить на тот момент, когда вы запишете стихотворение, если вы ещё точно не знаете, про что будете писать стихи или ваши слова будут чем-то вроде высвобождения накопившихся эмоций.
Кстати, как раз эти же эмоции должны наполнять ваше сознание в какой-то степени, пока вы пишете стихотворение. Это желательно для наполнения слов чувствами. Попробуйте написать стихотворение на определенную тему. Рифма не обязательна, главное – попытайтесь передать свои эмоциональные ощущения.
Можете смело считать, что написанное вами является полноценным стихотворением искусного автора. Может быть, вам не понравилось своё творение, но данный момент — лишь вопрос стиля, совершенства, которого вы, при надлежащем стараний, достигните в будущем.
Про что писать стихи?
Тут нет и не может быть конкретных советов. все зависит от вас, от вашего воображения, желания, опыта. Нет никаких преград. Но есть один совет.
Не беритесь за темы, в которых не разбираетесь. Это в прозе можно следовать за персонажами и событиями, сделать открытия для себя и для читателя. В поэзии такое невозможно, т.к. все стихотворение рождается целиком и образы, время, место, состояние души и др. составные произведения сплетаются воедино, они неразрывно связаны.
Поэтому следует писать о том что вам знакомо, что вас волнует и не дает покоя.
Ритм и рифма в стихотворении.
Её видов множество, писатели используют разные методы рифмования строк. Но для начало остановимся на самых простых. Они достаточно просты и легки в освоении, но, находясь в умелых руках, эти рифмы могут конкурировать со многими сложными типами. За основу возьмём одну четырехчстрочноую строфу.
В ней могут рифмоваться, например, 1 и 2, 3 и 4 строки. (Смежная рифмовка);
1 и 3, 2 и 4 строки (Перекрёстная рифмовка);
1 и 4, 2 и 3 строки (Опоясывающая рифмовка).
Здесь приведены лишь основные виды рифмовок. Вы вправе использовать абсолютно любую и даже придумать собственную. Попытайтесь написать стихотворение, используя один из вышеприведённых типов рифмования строк.
Последняя часть необходимого навыка для поэта – создание ритма. В любом стихотворном произведении есть ритм, он может быть не особо выраженным или же, наоборот, являться главной особенностью произведения. Дальше мы подробнее остановимся в размерах стихов и видах рифмовки.
Размеры стихотворения
Наиболее распространены двусложные и трехсложные размеры, но ими все не ограничивается. Существуют и сверхдлинные размеры (от четырех слогов и выше), хотя они используются редко.
1. Двусложные размеры
Хорей — двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —И), а в строчке в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
—И —И —И —
—И —И —И —И
—И —И —И —
—И —И —И —И
Ямб — двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба И—), а в стихе в целом — на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды
И— И— И— И—
И— И— И— И— И
И— И— И— И—
И— И— И— И— И
2. Трехсложные размеры
Дактиль — трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —ИИ), а в стихе в целом — на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
—ИИ —ИИ —ИИ —И
—ИИ —ИИ —ИИ —
—ИИ —ИИ —ИИ —И
—ИИ —ИИ —ИИ —
Амфибрахий — трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия И—И), а в стихе в целом — на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли
И—И И—И И—И И—
И—И И—И И—И И—
Анапест — трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста ИИ—), а в стихе в целом — на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
ИИ— ИИ— ИИ— И
ИИ— ИИ— ИИ—
ИИ— ИИ— ИИ— И
ИИ— ИИ— ИИ—
3. Пеоны
До сих пор из классических размеров мы рассмотрели только 2-х и 3-сложные, но это еще не все. Есть пеоны, это — 4-сложная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Пеоны бывают в четырех вариантах:
I—ИИИ
II И—ИИ
III ИИ—И
IV ИИИ—
В силу своей тяжеловесности, пеоны достаточно редки в литературе, наиболее распространенным является III. Но начнем по порядку:
I пеон впервые, возможно, был использован К.Д. Бальмонтом, который вообще тяготел к длинным строкам.
Спите, полумертвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращенные творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом.
«Придорожные травы»
Из пеонов II наиболее известно стихотворение «Фонарики» И.П.Мятлева
Фонарики, сударики,
Скажите-ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине?
Так чинно вы расставлены
По улицам у нас:
Ночные караульщики,
Ваш верен зоркий глаз!
Третий же пеон имел большее хождение потому, что, начиная с Сумарокова, им писали в жанре подражания народной протяжной песне, в которой девушка или женщина (реже мужчина) изливали любовные страдания.
Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой,
Что давно я не видалася с тобой, —
Муж ревнивый не пускает никуда;
Отвернусь лишь, так и он идет туда.
А.П.Сумароков,1770
Эту поистине благодатную почву использовали хоть по разу многие авторы. Вот еще ряд примеров: «Скучно, девушки, весною жить одной || Не с кем сладко побеседовать младой…» (А.А.Дельвиг,1824); «Зашумели над затоном тростники.|| Плачет девушка-царевна у реки…» (С.А.Есенин, 1914); «Буду плакать, буду суженого звать,|| Буду слезы на порошу проливать…» (А.А.Сурков,1930).
Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, однажды у М.А.Кузмина (Ау, Сергунька! серый кит осиротел.|| Ау, Сергунька, тихий ангел пролетел…); в 20 веке — у А.С.Кушнера:
Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?
О, горевать и уставать за трех людей
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
«Гофман»
Несомненный плюс сверхдлинных размеров — создание напевной изысканной неспешности, позволяющей более обстоятельно поговорить на любые темы, не обращая внимания на время и границы канвы. Это приближает стихотворение к прозаической речи по существу, сохраняя поэтичную форму.
Рифма и её разновидности
Рифма — повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:
Мужская — рифма с ударением на последнем слоге в строке.
И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.
Женская — с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Дактилическая — с ударением на третьем от конца строки слоге.
Девочка во поле с дудочкой ивовой,
чем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
плачет все горше и все безутешнее.
Гипердактилическая — с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.
Рифма точная и неточная
Почему Незнайка был неправ, утверждая, что «палка — селедка» — тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук — частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем «хуже» созвучие.
Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости
Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости — звонкости(П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму «почти» точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе — тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.
Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы(у.е.); по двум последним — как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования — 2, глухость-звонкость — 1). И окоПы — ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше — окоПы — роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования).
Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т — Т’, К — К’, С — С’ и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм «откоС’е-роСы», «откоСы-роСы» и «откоСы-роЗы» более предпочтительны второй и третий варианты.
Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).
Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России[россиJи]-сини-силе-красивы).
Завершая разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. (Использованы материалы книги Самойлова Д.С. Книга о русской рифме,1982)
Всё это – лишь начало для тех, кто планирует стать поэтом в дальнейшем и, возможно, конец для тех, кто решил порадовать стихами собственного сочинения себя, близких или кого-то другого только на время.
Помните, что ошибки неизбежны, они помогают вам учиться и не допускать их снова.
Книги для поэтов
Мы остановились в основных моментах поэтического творчества. В пределах одной статьи невозможно передать все о мастерстве поэта. Этого невозможно делать даже в толстенных книгах. Но мы предоставляем вам список литературы о поэзии. Введите названия книг в поисковики и вы найдете их бумажную версию, или электронные копии. Если прочтете хотя бы пару книг, вы будете иметь четкое представление о том, как писать стихи. Но этого недостаточно. Чтобы научиться писать, необходимо писать. Других путей не существует.
- В.В.Онуфриев. Справочник по стихосложению.
- Л. И. Тимофеев. Очерки теории и истории русского стиха. Москва : Гос. изд-во худ. лит., 1958
- Илюшин А.А. Русское стихосложение. М.: Высш. шк., 2004
- Никонов В.А. Строфика// Изучение стихосложения в школе. М.,1960
- Коллектив авторов. Русский стих. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1996.
- Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Учебное пособие. М., 1997.
- В.Брюсов. Опыты по метрике и ритмике, по эвфонии и созвучиям, по строфике и формам. М., 2011
- Н.А.Богомолов. Краткое введение в стиховедение.
- Тим Скоренко. Учебник стихосложения
Платные книги о поэзии
Здесь найдете множество современной литературы на тему поэзии в формате электронной и аудио книги. Они в основном платные и недорогие, но есть и книги бесплатно скачать которых можно моментально после регистрации. Узнать подробнее
И еще несколько книг по стихосложению, которых вы сейчас же можете купить в интернет магазине:
1. О русском стихосложении. Опыт исследования ритмического строя стихотворений Лермонтова. Автор Д.Г. Гинцбург
2. Тренажер стихосложения. Бубенцов В.Ю.
3. Поэтический словарь. Теория поэтического искусства и проблемы стихосложения. А.П. Квятковский.
4. Занимательное стихосложение. Н. Шульговский
На этом все. Если статья понравилась, оставьте комментарий, делайте репост в социальной сети. Вам нетрудно, а нам приятно. Всего доброго и удачи во всем!