как написать рассказ с нейросетью
baner-site_1200x500-1

узнать подробнее

2023-09-19-224833

Это бесплатно!

Писательское мастерство

Метод снежинки для создания романа

В статье «Метод снежинки» Рэнди Ингермансона» вы узнаете о пошаговом подходе к созданию романа. Метод помогает структурировать процесс написания, начиная от первоначальной идеи и заканчивая полноценным черновиком, оптимизируя работу как для начинающих, так и для опытных писателей. Кроме того, этот подход помогает избежать типичных ошибок и значительно ускорить процесс завершения книги.

Ниже приведены 10 шагов планирования сюжета — метод, разработанный американским писателем и учителем творческого письма — Рэнди Ингермансоном, названный им «Метод снежинки», потому что так же, как и снежинка, создается из простого узора, медленно трансформирующегося в все более совершенная форма, поэтому оформление книги разрастается от одного предложения до целой книги. 

Хотите начать писать роман, но не можете решиться? Это довольно распространённая ситуация. Писать книги несложно, но создавать действительно хорошие книги — задача куда более трудная. Если бы это было иначе, мы все были бы авторами бестселлеров.

Существует множество методов написания романов, но какой из них правильный? Ответ: тот, что наиболее эффективен для вас. В этой статье я планирую поделиться стратегией, которая работает для меня.

Качественная художественная литература — это не случайный результат, а плод тщательной подготовки и продуманного плана романа. Можно заниматься его разработкой как перед началом написания, так и после. Я опробовал оба подхода и пришёл к выводу, что предварительное планирование оказывается быстрее и эффективнее.



Как проектировать литературное произведение? В своей основной работе я занимаюсь архитектурой сложных программных систем и применяю аналогичный подход к написанию книг, используя метод снежинки. Что это означает? Прежде чем углубиться в подробности, взгляните на этот пример. Снежинка — это важный математический объект, тщательно изучаемый многими учеными.

Метод снежинки

Здесь мы видим пошаговую стратегию создания снежинки. Вначале она может не казаться чем-то сложным, однако со временем всё начинает складываться в единую картину.

Такой же подход можно применить и к написанию романов — начните с небольшой идеи и постепенно добавляйте слои, пока не сформируете полноценную историю. Частично эта работа будет креативной, а частично — управленческой, чтобы превратить разрозненные мысли в хорошо структурированный роман. Именно этим я хочу с вами поделиться.

Многие писатели тратят большое количество времени на обдумывание своих произведений. Возможно, вы исследуете темы, просчитываете развитие сюжета, устраиваете мозговой штурм и прислушиваетесь к голосам персонажей. Все это — если хотите, процесс «сбора информации». Вероятно, вы уже имеете представление о своей книге и готовы садиться за написание.

Но прежде чем начать, стоит заняться организационными моментами. Зафиксируйте свои идеи в виде, который вы сможете использовать в процессе работы. Почему это важно? Потому что человеческая память ненадежна, и потому что ваш замысел, как и любой другой на этой стадии, может иметь пробелы, которые нужно заполнить заранее. Создайте план романа таким образом, чтобы это не отбило у вас желание писать. Ниже я предлагаю пошаговую стратегию, которой пользуюсь для создания планов своих книг и которая, надеюсь, будет полезной и вам.

«Метод снежинки» Рэнди Ингермансона

Шаг первый

Потратьте час, чтобы создать аннотацию к вашему роману в виде одного предложения. Например: «Злобный физик отправляется в прошлое с целью убить апостола Павла». Это краткое изложение вашего романа, тот самый элемент, что в схеме снежинки символизирует большой треугольник. Эта аннотация станет вашим «крючком» — текстом, который вы предложите издателям, дистрибьюторам, магазинам и читателям, чтобы увлечь их романом. Сделайте так, чтобы она звучала эффектно.

Вот несколько советов, как достичь этого:

  • Краткость — сестра таланта. Ограничьте предложение 15 словами.
  • Избегайте использования имен. Лучше «инвалид-акробат», чем «Джейн Доу».
  • Соедините ключевые идеи вашего сюжета с персонажами. Кто из героев больше всего пострадал? Укажите, за что он борется.
  • Изучайте краткие аннотации к бестселлерам из списка New York Times. Умение написать аннотацию в одном предложении — искусство, и его стоит освоить.

Шаг второй

Потратьте еще один час, чтобы развить вашу аннотацию в абзац, в котором будет описана завязка, основные конфликты и финал романа. Это будет похоже на вторую ступень снежинки. Я предпочитаю подход с тремя конфликтами и финалом: каждый конфликт занимает примерно четверть книги, а завершение — остальные двадцать пять процентов. Этот абзац также можно включить в заявку на публикацию. Он должен состоять из пяти предложений: одно для завязки, по одному для каждого конфликта и одно для развязки.

Шаг третий

Все вышеизложенное предоставляет вам общее представление о сюжете. Теперь стоит сделать то же самое для каждого из персонажей. Герои — это ключевая составляющая любого романа, и время, вложенное в их разработку, окупится многократно, когда вы начнете писать книгу. Для каждого из главных персонажей уделите час, чтобы написать краткое эссе на одну страницу, включающее:

— Имя персонажа.
— Предложение, описывающее его жизненную историю.
— Мотивации персонажа (чего он хочет добиться в идеале?).
— Цель персонажа (чего он хочет добиться конкретно?).
— Конфликт (что мешает ему достичь цели?).
— Прозрение (что он узнает и как изменяется в результате произошедшего?).
— Абзац, описывающий события, в которых участвует персонаж.

Важно отметить, что после этого возможно потребуется пересмотреть и переписать аннотации. Это хороший знак — ваши герои подсказывают вам что-то важное для вашей истории. На любом этапе написания романа вы можете возвращаться и пересматривать уже сделанное. Это очень полезно: исправить все недочеты лучше сейчас, чем после написания 400-страничной рукописи.

Шаг четвертый

На этом этапе у вас должна сложиться полная картина романа, и для этого потребуется всего пара дней. Теперь нужно расписать сюжет. Уделите несколько часов, чтобы каждое предложение аннотации превратилось в отдельный абзац. Каждый абзац, за исключением последнего, должен заканчиваться конфликтом, а последний — финалом произведения. Таким образом, вы создадите синопсис романа, который также можно использовать при отправке в издательство.

Шаг пятый

Посвятите день-два на создание одностраничного описания для каждого главного героя и полстраницы для второстепенных персонажей. Эти синопсисы персонажей должны раскрыть вашу историю с точки зрения каждого из них. Если потребуется, возвращайтесь к предыдущим наработкам и вносите необходимые изменения. Этот этап мне доставляет особое удовольствие, и позже я интегрирую синопсисы персонажей в основной синопсис. Это нравится редакторам, поскольку они обычно ценят художественную литературу, основанную на развитии характеров.

Шаг шестой

Теперь вы имеете целостное представление о сюжете и несколько историй, основанных на каждом из героев. Потратьте неделю, чтобы расширить одностраничный синопсис до четырех страниц. Вам необходимо развить каждый абзац из Четвертого Шага до полной страницы. В процессе вы выявите внутреннюю логику произведения и примете стратегические решения относительно направления его развития.

Шаг седьмой

Преобразуйте описания героев в развернутые рассказы о каждом из них, с указанием ключевых деталей: дата рождения, внешность, биография, мотивация, цели и так далее. Важно также показать, как герой изменится к концу романа. В результате ваши персонажи станут более реалистичными и, возможно, начнут по-своему влиять на развитие сюжета.

Шаг восьмой

Перед началом работы над рукописью, можно предпринять некоторые действия, облегчающие процесс. Во-первых, возьмитесь за четырехстраничный синопсис и составьте перечень всех сцен, которые нужно будет расписать. Для удобства используйте Excel. Почему-то многие писатели избегают работы с незнакомыми программами. Освойте их. Вы ведь научились печатать в Word. Excel использовать ещё проще. Он идеально подходит для составления перечней. Если не хватает навыков, купите книгу и обучитесь, потратив на это меньше дня — это окупится.

Каждой сцене должна быть выделена одна строка в таблице. В первой колонке укажите героев, от имени которых идет повествование или через чьи глаза раскрывается действие в романе. В другой, более широкой колонке, опишите, что происходит в сцене. Опционально, в третьей колонке, добавьте количество страниц, на которые планируется растянуть сцену, а в четвертой — нумерацию глав. Такая таблица в Excel позволит видеть всю историю целиком и легко переставлять сцены.

У меня обычно выходит более 100 строк, и на их составление уходит примерно неделя.

Шаг девятый

Этот шаг делается по желанию. Перенесите сцены обратно в Word и распишите каждую из них в несколько абзацев. Добавьте примерные диалоги и наброски разрешенных проблем. Если в сцене отсутствует проблема, создайте ее или удалите ненужную сцену. Обычно у меня получалось по одной-две страницы на главу, и я начинал новую главу на новой странице. Потом распечатывал текст и раскладывал его в папку с папками-скоросшивателями, чтобы можно было менять главы местами или переписывать их, не запутав остальные. Этот процесс обычно занимал неделю. В итоге получался 50-страничный документ, который я позже корректировал красной ручкой по мере написания черновика. Все утренние идеи я записывал на полях. Это, кстати, относительно безболезненный способ написания развернутого синопсиса, который так не любят многие писатели.

Шаг десятый

Теперь можно сесть и начать писать черновик. Вы будете удивлены, как быстро получится писать. Я встречал авторов, которые так тройкратно увеличивали скорость написания романа и при этом их черновики выглядели так, словно уже прошли предварительную редактуру. Часто слышу жалобы писателей на трудности написания первого черновика. Все они без исключения сидят и думают: «Не знаю, о чем писать дальше!» Жизнь слишком коротка, чтобы писать так! Нет причины тратить на первый черновик 500 рабочих часов, если можно сделать это за 150.

 

Плюсы и минусы

«Метод снежинки» можно использовать в различных литературных жанрах, включая:

  • Романы, повести и рассказы, где основное внимание уделяется динамике развития событий.
  • Драматические произведения, для которых особенно важны диалоги как основа драмы.
  • Научно-популярные тексты.

Однако этот метод не подходит для создания:

  • Интеллектуальных романов, где сюжет не является основным элементом.
  • Эссе, заметок или очерков.
  • Лирических произведений, лишенных фабулы.

Преимущества «метода снежинки»:

  • На начальном этапе формируются ключевые элементы сюжета, такие как завязка, кульминация и развязка, обеспечивая завершенность истории. Даже если творческое вдохновение исчезнет, цель останется, и произведение будет завершено.
  • Вся подготовительная работа выполняется заранее. Таким образом, можно сосредоточиться на творческом процессе, не беспокоясь о структуре произведения.
  • Метод дисциплинирует начинающего автора, направляя его в нужное русло.
  • По расчетам Ингермансона, черновик книги можно завершить за 150 часов вместо минимум 500.

Недостатки «метода снежинки»:

  • Он может ограничивать импровизацию в ключевых моментах сюжета, хотя помогает улучшить его детали.
  • Существует риск использования шаблонных элементов в структуре.

Заключение

В заключение, «Метод снежинки» Рэнди Ингермансона — это эффективный инструмент для писателей, предлагающий структурированный и поэтапный подход к созданию сложных произведений. Метод помогает авторам не только организовать свои мысли и идеи, но и четко выстраивать сюжетную линию, развивать глубоких и многомерных персонажей, а также планировать сцены таким образом, чтобы гарантировать логичность и эмоциональное воздействие на читателя.

Применяя принципы «Метода снежинки», писатели получают возможность избежать хаоса, который часто сопровождает процесс написания романа. Это позволяет не только ускорить создание черновика, но и повысить его качество, добиваясь более органичного и связного сюжета. Какой бы ни была ваша цель в писательской карьере — «Метод снежинки» может стать надежным помощником на пути к её достижению, поддерживая баланс между творческой свободой и дисциплиной. Попробуйте внедрить этот метод в свою практику и, возможно, откроете для себя новые горизонты в искусстве писательства.

Источники:

Перевод: Эльвира Барякина

Автор статьи — Рэнди Ингермансон

Купить книгу «Как написать роман по методу снежинки»